Биология 9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для 9 класса составлена на основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Учебного плана МБОУ СШ №2 г. Котово на 2023-2024 уч. год;
3. Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторской
программе, прошедшей экспертизу и апробацию;
4. Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе
в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1. Учебник. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Учебник. – М.:
Дрофа, 2014.
2. Рабочая тетрадь. Пасечник В. В., Швецов Г. Г. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Рабочая тетрадь – М.: Дрофа,
2016.
3. «Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 9 класс.»/ Пепеляева О.А., Сунцова И.В..- М.: ВАКО, 2012.-416с. (в
помощь школьному учителю);
4. « «Биология. Контрольно-измерительные материалы. 9 класс» Е.В. Мулловская.- М.-«ВАКО», 2012.-112с.;
5. «Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы.» Методическое пособие с электронным итерактивным
приложением. / О.Л. Влащенко.-М.: Планета, 2012.-576с.
6. Биология. Школьные олимпиады. 6-9 классы» Г.А. Воронина.-4-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2012.-176с.
7. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций/ Г.А.
Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2015.- 157с.
(работаем по новым стандартам)

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Биология. Введение в общую биологию
9 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)

Введение (3 часа)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы
исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации
живой природы.
Демонстрацияи
Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— свойства живого;
— методы исследования биологии;
— значение биологических знаний в современной жизни.
Учащиеся должны иметь представление:
— о биологии, как науке о живой природе;
— о профессиях, связанных с биологией;
— об уровневой организации живой природы.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 часов)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав
живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация
Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Лабораторные и практические работы
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой
Предметные результаты:
Учащиеся должны:
— знать состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;
— иметь первоначальные систематизированные представления о молекулярном уровне организации живого, о вирусах как неклеточных
формах жизни;
— получить опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения
свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.
Раздел 2. Клеточный уровень (14 часов)

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения
клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов
клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки.
Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о
делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Демонстрация
Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток.
Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Предметные результаты
Учащиеся должнызнать:
— основные методы изучения клетки;
— особенности строения клетки эукариот и прокариот;
— функции органоидов клетки;
— основные положения клеточной теории;
— химический состав клетки.
Учащиеся должны иметь представление:
— о клеточном уровне организации живого;
— о клетке как структурной и функциональной единице жизни;
— об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки;
— о росте, развитии и жизненном цикле клеток;
— об особенностях митотического деления клетки.
Учащиеся должны получить опыт:
— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения клеток живых
организмов.
Раздел 3. Организменный уровень (13 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический
закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности
изменчивости.
Демонстрация
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости организмов. На примере растений и животных обитающих в Курской области.
Предметные результаты

Учащиеся должны знать:
— сущность биогенетического закона;
— основные закономерности передачи наследственной информации;
— закономерности изменчивости;
— основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
— особенности развития половых клеток.
Учащиеся должны иметь представление:
— организменном уровне организации живого;
— о мейозе;
— об особенностях индивидуального развития организмов;
— об особенностях бесполого и полового размножения организмов;
— об оплодотворении и его биологической роли.
Тема 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица
эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование,
естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция.
Макроэволюция.
Демонстрация
Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие
изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида. На примере растений и животных обитающих в Курской области.
Экскурсии
Причины многообразия видов в природе.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— критерии вида и его популяционную структуру;
— экологические факторы и условия среды;
— основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;
— движущие силы эволюции;
— пути достижения биологического прогресса.
Учащиеся должны иметь представление:
— о популяционно-видовом уровне организации живого;
— о виде и его структуре;

— о влиянии экологических условий на организмы;
— о происхождении видов;
— о развитии эволюционных представлений;
— о синтетической теории эволюции;
— о популяции как элементарной единице эволюции;
— о микроэволюции;
— о механизмах видообразования;
— о макроэволюции и ее направлениях.
Учащиеся должны получить опыт:
— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического
критерия видов.
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 часов)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в
биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Фотографии экосистем Курской области.
Экскурсии
Биогеоценоз.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
_______
№
п/п

Раздел

Тема урока

1
2
3
4

Введение

Биология — наука о живой природе
Методы исследования в биологии
Сущность жизни и свойства живого

5
6
7

Молекулярный
уровень

Клеточное
строение
организмов

Молекулярный уровень: общая характеристика
Углеводы
Липиды
Углеводы

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1

Домашнее
задание

Дата
(план)

Дата
факт.

8
9
10
11
12
13
14
15

Клеточный
уровень

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Организменный
уровень

Состав и строение белков
Функции белков
Нуклеиновые кислоты
АТФ и другие органические соединения клетки
Биологические катализаторы
Вирусы
Обобщающий урок
Клеточный уровень: общая характеристика
Общие сведения о клетках. Клеточная
мембрана
Ядро
Эндоплазматическая сеть. Рибосомы.
Комплекс Гольджи. Лизосомы
Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр
Особенности строения клеток эукариот и
прокариот
Обобщающий урок
Метаболизм
Энергетический обмен в клетке
Фотосинтез и хемосинтез
Автотрофы и гетеротрофы
Синтез белков в клетке
Деление клетки. Митоз
Обобщающий урок
Размножение организмов
Развитие половых клеток. Мейоз.
Оплодотворение
Индивидуальное развитие организмов.
Биогенетический за-кон
Обобщающий урок
Закономерности наследования признаков,
установленные Г. Менделем. Моно гибридное
скрещивание
Неполное доминирование. Генотип и фенотип.
Анализирующее скрещивание
Дигибридное скрещивание. Закон

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

37
38
39
40
41
42
43

Популяционновидовой уровень

44
45
46
47
48
49
50
51

Экосистемный
уровень

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

Биосферный
уровень

независимого наследования признаков
Генетика пола. Сцепленное с полом
наследование
Обобщающий урок
Закономерности изменчивости:
модификационная изменчивость
Мутационная изменчивость
Основные методы селекции растений,
животных и микро-организмов
Обобщающий урок
Популяционно-видовой уровень: общая
характеристика
Экологические фак-торы и условия среды
Происхождение видов. Развитие
эволюционных представлений
Популяция как элементарная единица
эволюции
Борьба за существование и естественный
отбор
Видообразование
Макроэволюция
Обобщающий урок.
Сообщество, экосистема, биогеоценоз
Состав и структура сообщества
Межвидовые отношения организмов в
экосистеме
Потоки вещества и энергии в экосистеме
Саморазвитие экосистемы. Экологическая
сукцессия
Обобщающий урок- экскурсия
Биосфера. Средообразующая деятельность
организмов
Круговорот веществ в биосфере
Эволюция биосферы
Гипотезы возникновения жизни
Развитие представлений о происхождении
жизни. Современное состояние проблемы
Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

древней жизни

63
64
65
66
67
68

Развитие жизни в мезозое и кайнозое
Обобщающий урок
Антропогенное воздействие на биосферу
Основы рационального природопользования
Урок-экскурсия
Обобщающий урок

1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».