1. Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа основного общего образования для детей с НОДА МБОУ СШ № 2 г. Котово - нормативный правовой документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности образовательного процесса в классе коррекционного обучения детей с НОДА. Поскольку реализация содержания образования предполагает достижение прогнозируемого результата, данная образовательная программа рассматривается как технология результата деятельности образовательного учреждения. Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Система коррекционно - развивающей работы в школе - это форма дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ОВЗ. Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный поток и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную программу, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Эти специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА. В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательной является систематическая специальная помощь - создание условий для реализации особых образовательных потребностей. Программа коррекционной работы, направленная на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной образовательной программы, является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. Программа коррекционной работы основного общего образования преемственна с Программой коррекционной работы начального общего образования и обеспечивает: — создание в школе специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с НОДА посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса; — дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении. Разработка и реализация программы коррекционной работы предусматривают как самостоятельную работу специалистов школы, так и совместную с другими образовательными учреждениями г. Северска посредством организации сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие - наиболее действенная форма совместной деятельности образовательных организаций, направленная на обеспечение возможности освоения учащимися с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы основного общего образования. Адаптированная основная образовательная программа составлена на основе следующих нормативно - правовых актов: > > > Конституция РФ Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» Важнейшие положения Конвенции о правах ребенка > > Концепция «Российское образование 2020» Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) > Национальная образовательная инициатива «Наша новая Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271 школа», утвержденная > Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011 №2 163-р «О концепции > Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» > Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 №61 «Федеральная целевая программа «План действий по модернизации общего образования на 20112015 гг.», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р > Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2002 №919, от 01.02.2005 №49, от 30.12.2005 №854, от 20.07.2007 №459, от 18.08.2008 №616 (в части, регулируемой законодательством) > «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по > основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ Минобрнауки от 30.08.2013 №1015) Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85. > «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год» (приказ Минобрнауки от 19.12.2012 №1067) > Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального > базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 г. № 1312 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. № 241) Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 года №№ 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» > Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 №74 > > > «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» Примерные программы по предметам на основе федерального государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Письмо Министерства образования Российской Федерации « О психолого-медико педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.2000г. > > №27/901-6 Устав школы; Нормативно-правовые акты ОУ. 1.1 Цель реализации АООП ООО - оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки учащимся с НОДА и их родителям (законным представителям); - осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ. Приоритетными направлениями программы на уровне основного общего образования становятся формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе. Задачи программы: правильное распознавание наиболее актуальных проблем развития учащегося с НОДА; своевременное оказание адресной помощи таким учащимся; динамическая оценка её результативности; осуществление индивидуально ориентированной социально-психологопедагогической и медицинской помощи учащимся с учётом особенностей развития, индивидуальных возможностей детей; разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с НОДА; обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам различных направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации; расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности; развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников; реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации учащихся с НОДА; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. 1.2 Концептуальные основы адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с НОДА Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с НОДА предполагает преемственность на всех уровнях обучения, учитывает типологические и индивидуальные образовательные потребности обучающихся, имеет коррекционную и развивающую направленность образовательного процесса, ориентируется на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития». Содержание программы определяют следующие принципы: Принцип преемственности обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует интеллектуальному развитию обучающихся и их личностному росту. Успешное освоение основной образовательной программы основного общего образования является необходимым условием для продолжения образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Принцип соблюдения интересов ребёнка определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. Принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с НОДА, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка. Принцип непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. Принцип вариативности предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Принцип рекомендательного характера оказания помощи обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения, защищать законные права и интересы детей. 1.3 Направления и характеристика содержания работы Программа включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационнопросветительское. Диагностическая работа включает: - выявление особых образовательных потребностей учащихся с НОДА при освоении основной образовательной программы основного общего образования; - проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в развитии учащихся с НОДА; - определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося, выявление его резервных возможностей; - изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; - изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с НОДА; - системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования). Коррекционно-развивающая работа включает: - реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-психологопедагогического и медицинского сопровождения учащихся в условиях образовательного процесса; - выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; - организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; - развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии; - формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; - развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; - развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения; - формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях; - социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа включает: - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимися с НОДА, единых для всех участников образовательных отношений; - консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с учащимися; - консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; - консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору учащимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями. Информационно-просветительская работа предусматривает: - информационную поддержку образовательной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников; - различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — учащимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья; - проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. 1.4 Механизмы реализации программы Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования предусматривает самостоятельную реализацию в рамках взаимодействия специалистов МБОУ СШ № 2 г. Котово. Взаимодействие специалистов МБОУ СШ № 2 г. Котово обеспечивает системное сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает: - комплексность в определении и решении проблем учащегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи; - многоаспектный анализ личностного и познавательного развития учащегося; - составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка. В данной работе возможно использование такой действенной формы организованного взаимодействия специалистов, как консилиум и службы сопровождения образовательного процесса, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также всем педагогам в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. 1.5 Требования к условиям реализации программы Организационные условия Настоящая Программа коррекционной работы МБОУ СШ № 2 г. Котово предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с НОДА: обучение в общеобразовательном классе, по общей образовательной программе основного общего образования или по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения. Варьироваться может степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Психолого-педагогическое обеспечение включает: - помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями; - работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе; - поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; - обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом; дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок); психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебновоспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности); - специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения здоровья ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях); здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм); — участие всех детей в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятиях; - развитие системы обучения и воспитания детей НОДА. При организации работы в данном направлении планируется руководствоваться разработанными на федеральном уровне методическими рекомендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. Программно-методическое обеспечение В процессе реализации программы предусматривается использование рабочих коррекционно-развивающих программ социально-педагогической направленности, диагностического и коррекционно-развивающего инструментария, необходимого для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога и др. случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического (или) физического развития по индивидуальному учебному плану планируется использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов. Кадровое обеспечение Педагоги, работающие в условиях коррекционного класса должны получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики, быть готовыми и профессионально компетентными решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы следующие психолого-педагогические знания: — представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования; — знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды; — знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с НОДА и нормальным развитием; — умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством). Педагог-психолог должен обладать знаниями о личностных особенностях детей с НОДА, умениями организовать своевременную и эффективную диагностику, профилактику и коррекцию поведенческих, нервно-психических и патохарактерологических расстройств. Учитель физического воспитания должен обладать знаниями о двигательной патологии обучающегося и возможных ограничениях при фронтальных занятиях физкультурой. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным возможностям. При инклюзивном обучении детей с НОДА необходимо осуществлять мультидисциплинарный подход в сопровождении обучающихся в образовательном процессе. Необходимую медико-социальную помощь дети с НОДА могут получать в специализированных центрах. Материально-техническое обеспечение Важным условием реализации программы для детей с нарушением НОДА, является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации. Все помещения школы, включая санузлы, должны позволять ребенку беспрепятственно передвигаться. Это достигается с помощью установки пандусов, лифтов, подъемников, поручней, широких дверных проемов. Все пространство класса должно быть доступно ребенку, передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений. Ребенок с требует от учителя больше внимания, в случае выраженных двигательных нарушений, чем традиционно развивающийся. В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Информационное обеспечение Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей с использованием современных информационнокоммуникационных технологий. Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационнометодическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. 1.6 Ожидаемые результаты В результате реализации программы будут определены особые образовательные потребности каждого обучающегося с НОДА, будет выстроена система индивидуально ориентированной психолого-медико-социально-педагогической помощи с учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей. Оценка результатов коррекционной работы будет производиться по результатам итоговой аттестации обучающихся, психологического исследования, результатов медицинского обследования с занесением данных в дневники динамического наблюдения, карту психолого-медико-социально-педагогической помощи, а также по степени участия детей с ОВЗ в общественной и внеклассной деятельности. Кроме того, результатом реализации программы должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды: — преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья на данной ступени общего образования; — обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья; — способствующей достижению целей основного общего образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей); — способствующей достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями, установленными ФГОС ООО. 2. Учебный план основного общего образования для детей с НОДА Учебный план для учащихся с НОДА в целом соответствует учебному плану школы для 5 -9 классов. Такой подход обусловлен тем, что подавляющее количество детей с НОДА не имеют интеллектуальных нарушений. Задачами обучения на данном этапе является возможная коррекция и нивелирование психофизических нарушений ребенка, получение им образования, соответствующего государственным стандартам. В старшей школе они продолжают образование в профильных классах (группах), большинство выпускников проходят итоговую аттестацию в форме ЕГЭ, поэтому уровень подготовки основного общего образования должен быть достаточным для успешного освоения программы старшей школы. Особенности образования детей с ОВЗ регламентированы ФЗ №273 «Об Образовании в Российской федерации» (2012) и Приказом Минобразования №1015 (2013). В них указано, что для образования детей с ОВЗ в школе должны создаваться специальные условия. К ним относятся специальные программы, коррекционные занятия, техническое сопровождение и др. Реализация специальных задач по коррекции недостатков развития обучающихся, увеличения двигательной активности, компенсации нарушенных функций в процессе обучения проводится на занятиях ЛФК. Сочетание этих занятий с обучением создает оптимальные условия для всестороннего развития обучающихся с различными дефектами, обеспечивая при этом возможность эффективного усвоения программного материала. Учебный план к адаптированной образовательной программе основного общего образования для детей с НОДА (пятидневная учебная неделя) Учебные предметы 5 Инвариантная часть Количество часов Русский язык Литература Иностранный язык Математика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика История Обществознание География Биология Физика Химия Основы духовно-нравственной культуры на народов России Музыка ИЗО Физическая культура ОБЖ Технология ИТОГО обязательная нагрузка учащегося Часть, формируемая участниками образовательного процесса Максимальный объем недельной учебной нагрузки Коррекционно-развивающая работа (в рамках внеурочной деятельности) индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия 5 3 3 5 2 1 1 1 1 1 2 2 27 2 34 4