Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2023 - 2024 учебный год

1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для детей с
НОДА МБОУ СШ № 2 г. Котово - нормативный правовой документ образовательного
учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности
образовательного процесса в классе коррекционного обучения детей с НОДА.
Поскольку реализация содержания образования предполагает достижение прогнозируемого
результата, данная образовательная программа рассматривается как технология результата
деятельности образовательного учреждения. Программа направлена на создание системы
комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной
образовательной программы основного общего образования, коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Система
коррекционно - развивающей работы в школе - это форма дифференцированного образования,
позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ОВЗ. Особые
образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются
спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и
определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и
содержании образования.
Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с
образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он
полностью включён в общий образовательный поток и по окончании школы может получить
такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную
образовательную программу, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Эти специальные условия
аттестаций конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА. В случае
необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально
организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.
Обязательной является систематическая специальная помощь - создание условий для
реализации особых образовательных потребностей. Программа коррекционной работы,
направленная на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной
образовательной программы, является неотъемлемой частью основной образовательной
программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. Программа коррекционной работы основного
общего образования преемственна с Программой коррекционной работы начального общего
образования и обеспечивает:
— создание в школе специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать
особые образовательные потребности детей с НОДА посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса;
— дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными
потребностями в общеобразовательном учреждении.

Разработка и реализация программы коррекционной работы предусматривают как
самостоятельную работу специалистов школы, так и совместную с другими образовательными
учреждениями г. Северска посредством организации сетевого взаимодействия. Сетевое
взаимодействие - наиболее действенная форма совместной деятельности образовательных
организаций, направленная на обеспечение возможности освоения учащимися с ограниченными
возможностями здоровья основной образовательной программы основного общего образования.
Адаптированная основная образовательная программа составлена на основе следующих
нормативно - правовых актов:

>
>
>

Конституция РФ
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Важнейшие положения Конвенции о правах ребенка

>
>

Концепция «Российское образование 2020»
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст.
7598; 2013, № 19, ст. 2326)

> Национальная

образовательная инициатива «Наша новая
Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271

школа»,

утвержденная

> Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011 №2 163-р «О концепции
> Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы»
> Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 №61 «Федеральная целевая

программа
«План действий по модернизации общего образования на 20112015 гг.», утвержденный
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р

>

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением
Правительства РФ от 23.12.2002
№919, от 01.02.2005
№49, от 30.12.2005
№854, от 20.07.2007
№459, от 18.08.2008
№616 (в части, регулируемой
законодательством)

> «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
>

основным образовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ Минобрнауки от
30.08.2013 №1015)
Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.12.2010
№189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» с изменениями, внесенными постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85.

> «Об

утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию на 2014-2015 учебный год» (приказ Минобрнауки от 19.12.2012 №1067)

> Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального

>

базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 г. №
1312 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. №
241)
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2010 года №
889 «О внесении
изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования,
утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 года №№ 1312 « Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

> Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 №74
>
>
>

«О внесении изменений в федеральный
базисный учебный план для образовательных учреждений Российской федерации,
реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства
образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
Примерные программы по предметам на основе федерального государственного стандарта
начального общего, основного общего и среднего общего образования
Приказ Минобрнауки от 30.08.2013
№1015 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования».
Письмо Министерства образования Российской Федерации « О психолого-медико педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.2000г.

>
>

№27/901-6
Устав школы;
Нормативно-правовые акты ОУ.
1.1 Цель реализации АООП ООО

- оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки учащимся с
НОДА и их родителям (законным представителям);
- осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся
с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных
общеобразовательных
программ
основного
общего
образования,
дополнительных
образовательных программ.
Приоритетными направлениями программы на уровне основного общего образования становятся
формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Задачи программы:
правильное распознавание наиболее актуальных проблем развития учащегося с НОДА;
своевременное оказание адресной помощи таким учащимся;
динамическая оценка её результативности;
осуществление индивидуально ориентированной социально-психологопедагогической и
медицинской помощи учащимся с учётом особенностей развития, индивидуальных возможностей
детей;
разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация
индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с НОДА;
обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным
программам различных направленностей, получения дополнительных образовательных
коррекционных услуг;
формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в
условиях реальной жизненной ситуации;
расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению
доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного
общения в группе сверстников;
реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и
профессиональной ориентации учащихся с НОДА;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям)
по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
1.2 Концептуальные основы адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с НОДА
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования
обучающихся с НОДА предполагает преемственность на всех уровнях обучения, учитывает
типологические и индивидуальные образовательные потребности обучающихся, имеет
коррекционную и развивающую направленность образовательного процесса, ориентируется на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития».
Содержание программы определяют следующие принципы:
Принцип преемственности обеспечивает создание единого образовательного
пространства при переходе от начального общего образования к основному общему
образованию, способствует интеллектуальному развитию обучающихся и их личностному
росту. Успешное освоение основной образовательной программы основного общего
образования является необходимым условием для продолжения образования учащихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Принцип соблюдения интересов ребёнка определяет позицию специалиста, который
призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е.
системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с НОДА, а
также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
Принцип непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к её решению.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом
развитии.
Принцип рекомендательного характера оказания помощи обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, формы обучения, защищать законные права и интересы детей.
1.3 Направления и характеристика содержания работы
Программа включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное
содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационнопросветительское.
Диагностическая работа включает:
- выявление особых образовательных потребностей учащихся с НОДА при освоении основной
образовательной программы основного общего образования;
- проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в
развитии учащихся с НОДА;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося, выявление его
резервных возможностей;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с НОДА;
- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка (мониторинг
динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего
образования).
Коррекционно-развивающая работа включает:
- реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-психологопедагогического и медицинского сопровождения учащихся в условиях образовательного
процесса;
- выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ/методик, методов и
приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий,
необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и
учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и
правах в организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм
утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной
компетенции;
- развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального
самоопределения;
- формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ),
способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных
условиях;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при

психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с
учащимися с НОДА, единых для всех участников образовательных отношений;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных
методов и приёмов работы с учащимися;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
- консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и
осознанному выбору учащимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и
места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными
способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- информационную поддержку образовательной деятельности учащихся с особыми
образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических
работников;
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды,
печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса —
учащимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями
образовательного процесса и сопровождения учащихся с ограниченными возможностями
здоровья;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по
разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья.
1.4 Механизмы реализации программы
Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования
предусматривает самостоятельную реализацию в рамках взаимодействия специалистов МБОУ СШ
№ 2 г. Котово.
Взаимодействие специалистов МБОУ СШ № 2 г. Котово обеспечивает
системное сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья специалистами
различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем учащегося, предоставлении ему
специализированной квалифицированной помощи;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития учащегося;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции
отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер
ребёнка.
В данной работе возможно использование такой действенной формы организованного
взаимодействия специалистов, как консилиум и службы сопровождения образовательного
процесса, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям
(законным представителям), а также всем педагогам в решении вопросов, связанных с
адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными
возможностями здоровья.
1.5 Требования к условиям реализации программы
Организационные условия
Настоящая Программа коррекционной работы МБОУ СШ № 2 г. Котово
предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты
специального сопровождения учащихся с НОДА:
обучение в
общеобразовательном классе, по общей образовательной программе основного общего
образования или по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или)
дистанционной форм обучения. Варьироваться может степень участия специалистов
сопровождения, а также организационные формы работы (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии).

Психолого-педагогическое обеспечение включает:
- помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками,
родителями, учителями;
- работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе;
- поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
- обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у
него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом;
дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебновоспитательного
процесса;
учёт
индивидуальных
особенностей
ребёнка;
соблюдение
комфортного
психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том
числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения
его эффективности, доступности);
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения,
ориентированных на особые образовательные потребности учащихся с ограниченными
возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов,
направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования
нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств
обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных
на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное
обучение с учётом специфики нарушения здоровья ребёнка; комплексное воздействие на
обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление
физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических
перегрузок учащихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм);
— участие всех детей в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивнооздоровительных
и иных досуговых мероприятиях;
- развитие системы обучения и воспитания детей НОДА. При организации работы в данном
направлении планируется руководствоваться разработанными на федеральном уровне
методическими
рекомендациями,
учитывающими
специфику
образовательного
и
реабилитационного процесса для таких детей.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы предусматривается использование рабочих
коррекционно-развивающих
программ
социально-педагогической
направленности,
диагностического и коррекционно-развивающего инструментария, необходимого для
осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального
педагога и др. случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического (или)
физического развития по индивидуальному учебному плану планируется использование
специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том
числе цифровых образовательных ресурсов.
Кадровое обеспечение
Педагоги, работающие в условиях коррекционного класса должны получить особую
подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики, быть готовыми и
профессионально компетентными решать проблемы детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы следующие
психолого-педагогические знания:
—
представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от
традиционных форм образования;
—
знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного
развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
—
знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для
совместного обучения детей с НОДА и нормальным развитием;
—
умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия

между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с
родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).
Педагог-психолог должен обладать знаниями о личностных особенностях детей с НОДА,
умениями организовать своевременную и эффективную диагностику, профилактику и
коррекцию
поведенческих,
нервно-психических
и
патохарактерологических расстройств.
Учитель физического воспитания должен обладать знаниями о двигательной патологии
обучающегося и возможных ограничениях при фронтальных занятиях физкультурой. Все
предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным возможностям.
При инклюзивном обучении детей с НОДА необходимо осуществлять
мультидисциплинарный подход в сопровождении обучающихся в образовательном процессе.
Необходимую медико-социальную помощь дети с НОДА могут получать в
специализированных центрах.
Материально-техническое обеспечение
Важным условием реализации программы для детей с нарушением НОДА, является
возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА ко всем объектам
инфраструктуры образовательной организации.
Все помещения школы, включая санузлы, должны позволять ребенку беспрепятственно
передвигаться. Это достигается с помощью установки пандусов, лифтов, подъемников,
поручней, широких дверных проемов. Все пространство класса должно быть доступно ребенку,
передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений.
Ребенок с требует от учителя больше внимания, в случае выраженных
двигательных нарушений, чем традиционно развивающийся. В этом случае сопровождать
работу ребенка во время урока должен тьютор. При реализации общеобразовательных
программ используются различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Информационное обеспечение
Необходимым
условием
реализации
программы
является
создание
информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной
формы обучения
детей
с использованием современных
информационнокоммуникационных технологий. Обязательным является создание системы широкого
доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных
представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационнометодическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций
по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных,
аудио- и видеоматериалов.
1.6 Ожидаемые результаты
В результате реализации программы
будут
определены особые
образовательные потребности каждого обучающегося с НОДА, будет выстроена система
индивидуально ориентированной психолого-медико-социально-педагогической помощи с
учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных
возможностей детей. Оценка результатов коррекционной работы будет производиться по
результатам итоговой аттестации обучающихся, психологического исследования,
результатов медицинского обследования с занесением данных в дневники динамического
наблюдения, карту психолого-медико-социально-педагогической помощи, а также по
степени участия детей с ОВЗ в общественной и внеклассной деятельности.
Кроме того, результатом реализации программы должно стать создание
комфортной развивающей образовательной среды:
— преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей
особенности организации основного общего образования, а также специфику
психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья на
данной ступени общего образования;
— обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с
ограниченными возможностями здоровья;

— способствующей
достижению
целей
основного
общего
образования,
обеспечивающей его качество, доступность и открытость для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, их родителей (законных представителей);
— способствующей достижению результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования учащимися с ограниченными возможностями
здоровья в соответствии с требованиями, установленными ФГОС ООО.

2. Учебный план основного общего образования для детей с НОДА
Учебный план для учащихся с НОДА в целом соответствует учебному плану
школы для 5 -9 классов. Такой подход обусловлен тем, что подавляющее количество
детей с НОДА не имеют интеллектуальных нарушений. Задачами обучения на данном
этапе является возможная коррекция и нивелирование психофизических нарушений
ребенка, получение им образования, соответствующего государственным стандартам. В
старшей школе они продолжают образование в профильных классах (группах),
большинство выпускников проходят итоговую аттестацию в форме ЕГЭ, поэтому
уровень подготовки основного общего образования должен быть достаточным для
успешного освоения программы старшей школы.
Особенности образования детей с ОВЗ регламентированы ФЗ №273 «Об
Образовании в Российской федерации» (2012) и Приказом Минобразования №1015 (2013).
В них указано, что для образования детей с ОВЗ в школе должны создаваться
специальные условия. К ним относятся специальные программы, коррекционные занятия,
техническое сопровождение и др. Реализация специальных задач по коррекции
недостатков развития обучающихся, увеличения двигательной активности, компенсации
нарушенных функций в процессе обучения проводится на занятиях ЛФК. Сочетание этих
занятий с обучением создает оптимальные условия для всестороннего развития
обучающихся с различными дефектами, обеспечивая при этом возможность эффективного
усвоения программного материала.

Учебный план к адаптированной образовательной программе основного
общего образования для детей с НОДА (пятидневная учебная неделя)
Учебные предметы

5

Инвариантная часть

Количество
часов
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Биология
Физика
Химия
Основы духовно-нравственной культуры
на народов России
Музыка
ИЗО
Физическая культура
ОБЖ
Технология
ИТОГО обязательная нагрузка учащегося
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Максимальный объем недельной учебной нагрузки
Коррекционно-развивающая работа (в рамках внеурочной
деятельности) индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия

5
3
3
5

2
1
1

1
1
1
2
2
27
2
34

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».