Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития на 2023 - 2024 учебный год

I.
Целевой раздел.
1. Пояснительная записка.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
№ 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) образовательная программа - комплекс основных
характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационнопедагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм
аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих
программ учебных предметов, курсов, а также оценочных и методических материалов, которую в
соответствии с ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательная
организация, осуществляющая образовательную деятельность.
Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития
является нормативно-управленческим документом муниципального общеобразовательного
учреждения средней школы № 2 г. Котово и характеризует специфику содержания образования и
особенности организации учебно воспитательного процесса. ОУ оставляет за собой право
корректировать отдельные её разделы по мере необходимости. Раздел «Учебный план»
обновляется ежегодно.
Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития
способствует:

>
>

эффективной организации учебно-воспитательного процесса,

реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, реализуемых в
МБОУ СШ № 2 г. Котово.
Деятельность школы регулируется Уставом и нормативными документами органов
управления образованием; она исходит из принципа неукоснительного соблюдения законных прав
субъектов образовательно - воспитательного процесса. Образовательное учреждение стремится к
максимальному учету потребностей и склонностей учащихся, интересов родителей в целях
наиболее полного удовлетворения запросов указанных категорий потребителей и повышения
качества оказываемых образовательных услуг.
Приоритетное внимание администрации и сотрудников школы направлено на создание
комфортных условий для обучения и воспитания детей.
Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития
базируется на следующих нормативно - правовых документах:
□ Конституция РФ
□ Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
• Важнейшие положения Конвенции о правах ребенка
• Концепция «Российское образование 2020»
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом
Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271
• Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011 №2 163-р «О концепции Федеральной целевой
программы развития образования на 2011-2015 годы»
• Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 №61 «Федеральная целевая программа «План
действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг.», утвержденный Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р

• Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства
РФ от 23.12.2002 №919, от 01.02.2005 №49, от 30.12.2005 №854, от 20.07.2007 №459, от 18.08.2008
№616 (в части, регулируемой законодательством)
• «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным образовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего, среднего общего образования» (приказ Минобрнауки от 30.08.2013 №1015)
• Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с
изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.06.2011 № 85.
• «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на
2014-2015 учебный год» (приказ Минобрнауки от 19.12.2012 №1067)
• Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004
г. № 1312 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. №
241)
• Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в
федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных
учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ
от 09.03.2004 года №№ 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования»
• Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный
базисный учебный план для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих
программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской
Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
• Примерные программы по предметам на основе федерального государственного стандарта
начального общего, основного общего и среднего общего образования
• Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
• Письмо Министерства образования Российской Федерации « О психолого-медико педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.2000г. №27/901-6
• Устав школы;
• Нормативно-правовые акты ОУ.
Задачи программы:
— Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными
возможностями здоровья;
— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов;
— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой

категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой
нарушения развития и степенью его выраженности;
— создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями
здоровья основной образовательной программы начального основного общего образования и их
интеграции в образовательном учреждении;
—
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи
детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или)
физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медикопедагогической комиссии);
— разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация
индивидуальных и (или) групповых занятий для детей
с выраженным
нарушением в физическом и
(или) психическом развитии, сопровождаемые
поддержкой классного руководителя образовательного учреждения;
— обеспечение возможности
обучения и воспитания по дополнительным
образовательным программам
и получения дополнительных образовательных
коррекционных услуг;
— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными
возможностями здоровья;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям)
детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и
другим вопросам.
Содержание
программы коррекционной
работы определяют следующие
принципы:
— соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван
решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
— системность. Принцип обеспечивает единство диагностики,
коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с
ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении
проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям)
непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее
решению.
— вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом
развитии.
— рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении
(переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные)
образовательные учреждения.
Направления работы:
Программа коррекционной работы на ступени основного общего образования включает в себя
взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными
возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку
рекомендаций по оказанию им психолого - медико - педагогической помощи в условиях
образовательного учреждения;
— коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную
помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях
общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных
действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей
с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого - педагогических условий обучения, воспитания, коррекции,
развития и социализации обучающихся;
— информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность
по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории
детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими,
так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками.
Характеристика содержания:
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— раннюю (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностику
отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от
специалистов разного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально - волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
— изучение адаптивных возможностей и
уровня социализации
ребенка с
ограниченными возможностями здоровья;
— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития
ребенка;
— анализ успешности коррекционно - развивающей работы.
Цель:
обеспечение своевременного выявления детей с ограниченными
возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку
рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях
образовательного учреждения;
2.1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического
развития.
Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АОП ООО характерны следующие специфические
образовательные потребности:
- адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с

учетом необходимости коррекции психофизического развития;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с
учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики
психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности,
пониженного общего тонуса и др.);
- организация учебной деятельности с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи
взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему
развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном
пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
- постоянный
(пошаговый)
мониторинг
результативности
образования
и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического
развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности
обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с
учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения;
- специальная психо-коррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей,
формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с
родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции,
нравственных и общекультурных ценностей).
Особенности детей с задержкой психического развития в условиях образовательного
процесса в общеобразовательных классах :
- сниженная работоспособность;
- повышенная истощаемость;
- неустойчивость внимания;
-более низкий уровень развития восприятия;
-недостаточная продуктивность произвольной памяти;
- отставание в развитии всех форм мышления;
- своеобразное поведение;
- бедный словарный запас;
- низкий навык самоконтроля;
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- ограниченный запас общих сведений и представлений;
- слабая техника чтения;
- трудности в решении задач, выполнении математических действий.
Рекомендуемые условия обучения и воспитания:
- организация детей с ЗПР в классе, занимающихся по адаптивной программе;

- соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным
возможностям ребенка, уровню его когнитивной сферы, уровню подготовленности т.е. уже
усвоенным знаниям и навыкам;
- целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать
учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию);
- сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребенку с учетом
его индивидуальных проблем;
- индивидуальная дозированная помощь ученику;
- развитие у ребенка чувствительности к помощи, способность воспринимать и принимать
помощь;
- щадящий режим, соблюдение гигиенических и валеологических требований
- специальная подготовка педагога;
-создание у ученика чувства защищенности и эмоционального комфорта;
- поддержка ученика учителями школы.
2.1.3. Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой
психического развития.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных
категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют
особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании
образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях
психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные
потребности, как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и
специфические.
К общим потребностям относятся:
- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность
между дошкольным и школьным этапами;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через
содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и
соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с задержкой психического развития, осваивающих адаптированную
основную образовательную программу начального общего образования, характерны следующие
специфические образовательные потребности:
- увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования до 5 лет;
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с
учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических
процессов обучающихся с задержкой психического развития;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего
мира и во взаимодействии с ним;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной

саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей,
формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм
коммуникации;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально
одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных
2.1.4. Общая характеристика адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования.
Обучаясь по адаптированной основной образовательной программе основного общего
образования, обучающийся с задержкой психического развития получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с
образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки.
Инвариантная часть учебного плана выполняется в полном объеме.
Обучение строится в соответствии с принципами гуманизации, обеспечивает адекватность и
вариативность системы образования, интеграцию специального и общего образования. В целях
коррекции отклонений в развитии, ликвидации пробелов в знаниях проводятся индивидуальные и
групповые коррекционные занятия (1-2 часа в неделю). Обучающиеся, имеющие речевые
нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических
занятиях индивидуально и группами из 4-6 человек.
По одному часу в неделю отводится на психолого-педагогическое сопровождение обучающихся
этих классов. Обоснованность выбора данных курсов, подтверждается результатами ежегодного
опроса обучающихся и их родителей. Обучающиеся с задержкой психического развития
адаптированы к условиям школьной жизни, активно участвуют в школьных, районных конкурсах
различной направленности, демонстрируя хорошие результаты.
Родители в своем большинстве (96 % от опрошенных), удовлетворены условиями школьной
жизни и качеством предоставляемых образовательных услуг.
Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям
с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ основного общего образования и
коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и
воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с
ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса.
Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения
образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или по
индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут
степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Коррекционно - развивающая работа включает:
— выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей
обучения;
— системное воздействие на учебно - познавательную деятельность ребенка в динамике

образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и
коррекцию отклонений в развитии;
— развитие эмоционально - волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его
поведения;
— социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания
образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с
ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения;
формирование универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных);
Консультативная работа включает:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех
участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально - ориентированных
методов и приемов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции,
развития и социализации обучающихся;
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок,
вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с
рекомендациями ПМПК;
— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного
психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том
числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения
его эффективности, доступности);
— обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных
задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов,
направленных на решение задач развития ребенка, отсутствующих в содержании образования
нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приемов, средств
обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных
на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное
обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на
обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и
психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм);
— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от

степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в
проведении воспитательных, культурно - развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных
досуговых мероприятий;
— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и
(или) физического развития.
Программно - методическое обеспечение:
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно развивающие программы, диагностический и коррекционно - развивающий инструментарий,
необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога - психолога,
учителя - логопед.
Обучение детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по
индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных
(коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида).
Кадровое обеспечение.
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение.
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации,
имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую
или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. Уровень
квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности
соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Специфика
организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития,
обусловливает
необходимость
специальной
подготовки
педагогического
коллектива
общеобразовательного учреждения. Педагогические работники образовательного учреждения
имеют четкое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с
ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации
образовательного и реабилитационного процесса.

2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР
адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования
Освоение адаптированной образовательной программы основного общего образования, созданной
на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися с задержкой психического
развития трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной
программы основного
общего образования включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки, необходимые для достижения основной цели современного образования — введения
обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся

мире;
6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной
организации;
9) способность к осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты
освоения адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования, включающие освоенные
обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими
основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и
жизненные задачи, должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование элементарных знаково-символических средств представления информации для
создания схем решения учебных и практических задач;
6) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) формирование умений работы с учебной книгой для решения коммуникативных и
познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями
обучающихся;
8) использование различных способов поиска, сбора, обработки информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов доступных по содержанию и объему
художественных текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и
доступном вербальном материале на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
11) готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение;
12) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и

явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты освоения адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования с учетом специфики содержания
образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, отражаются
в рабочих программах по предметам.
(Рабочие программы прилагаются)

2.4. Содержание образования
2.4.1. Учебный план
Содержание основного общего образования обучающихся с ЗПР реализуется
преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а
также коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков
психической сферы.
Учебный план основной школы для детей с задержкой психического развития (VII
вида) на 2023-2024 учебный год сформирован на основе:
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации
от 09.03.2004 № 1312 (в редакции приказа от 01.02.2012 № 74);
-Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189;
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 №29/2065-п
«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии» (Базисный
учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида);
- Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
детей с ограниченными возможностями здоровья;
- требований приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования».
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части (инвариантной) и части,
формируемой участниками образовательных отношений (вариативной).
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые реализуются в классах, реализующих АООП
ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. В
инвариантной части полностью реализуются государственные общеобразовательные
программы, что обеспечивает единство образовательного пространства Российской
Федерации, гарантирует овладение выпускниками образовательного учреждения
необходимым минимумом знаний, умений и навыков и обеспечивает возможность
продолжения образования в любом регионе страны. Обязательная часть учебного плана
отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей
современного образования обучающихся с ЗПР:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;

- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Вариативная часть учебного плана отражает особенности детей с особыми
образовательными потребностями (задержкой психического развития) VII вида. Школьный
компонент реализуется через коррекционно-развивающую область, где особое внимание
уделяется коррекции дефекта и формированию навыков адаптации личности в
современных жизненных условиях. В нее включена система коррекционных занятий с
учащимися. Содержание этих занятий и количество часов определено с учётом
особенностей учащихся, запроса родителей и возможностей школы № 2.

Учебный план к адаптированной образовательной программе основного
общего образования для детей с ЗПР (пятидневная учебная неделя)

Инвариантная часть

Учебные предметы

Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Биология
Физика
Химия
Основы духовно-нравственной культуры
на народов России
Музыка
ИЗО
Физическая культура
ОБЖ
Технология
ИТОГО обязательная нагрузка учащегося

Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Максимальный объем недельной учебной нагрузки
Коррекционно-развивающая работа (в рамках внеурочной
деятельности) индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия

5
Количество
часов
5
3
3
5

2
1
1

1
1
1
2
2
27
2
34

4

Учебный план к адаптированной образовательной программе основного
общего образования для детей с ЗПР (шестидневная учебная неделя)

Инвариантная часть

Учебные предметы

Русский язык
Литература
Иностранный язык
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Биология
Физика
Музыка
ИЗО
Физическая культура
Технология
ИТОГО обязательная нагрузка учащегося

Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Максимальный объем недельной учебной нагрузки
Коррекционно-развивающая работа (в рамках внеурочной
деятельности) индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия

5
Количество
часов
4
2
3

3
2
1
1
2
1
2
1
2
1
1
3
2
31
4
34

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».