Пояснительная записка
к рабочей программе по учебному предмету «Алгебра» 9 В классе
Рабочая программа по учебному предмету «Алгебра» для 9 класса составлена на основе
1.
Закона Р Ф «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
2.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
3. Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858;
4. Учебного плана МБОУ СШ № 2 г. Котово на 2023-2024 учебный год;
5. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ № 2 г. Котово.
6. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11кл.”/ Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. – М. Дрофа, 2020 г.
7. Авторского тематического планирования учебного материала. Книга для учителя. М.К. Потапов, А.В. Шевкин, М.: Просвещение, 2016.
8. Рекомендаций инструктивно-методического письма МОиН Волгоградской области от 15.10.2020 года №И-10/8277.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1. Алгебра 9 класс: учеб. Для образовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под редакцией С. А. Теляковского./ - М.: Просвещение, 2020
2. Звавич Л. И., Шляпочкин Л. Я. Контрольные и проверочные по алгебре 7-9 классы. М.: Просвещение, 2020.
3. Звавич Л. И: Алгебра: дидактические материалы для 9 класса. Издательство: Просвещение, 2020
На изучение алгебры в 9 В классе выделяется 102 часа (из расчета 3 часов в неделю, 34 рабочих недели в год)
Структура и краткое содержание курса
Квадратичная функция (22 часа)
Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства.
Чтение графиков функции. Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершин параболы, ось симметрии. Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Использование графиков функций для решения
уравнений и систем.
Уравнения и неравенства с одной переменной (14 часов)
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение дробно- рациональных уравнений. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Теорема Виетта. Решение уравнений, сводящихся к линейным и
квадратным. Примеры решения уравнений третьей и четвертой степени. Неравенство с одной переменной. Решение неравенств. Квадратные неравенства, методы их решения. Примеры решения дробно-линейных неравенств
Уравнения и неравенства с двумя переменными (16 часов)
Уравнения с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Системы уравнений; решение системы. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Неравенство с двумя переменными. Решение
неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными.
Арифметическая и геометрическая прогрессии (13 часов)
Понятие числовой последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n – х членов арифметической и геометрической
прогрессий
Элементы комбинаторики и теории вероятности. (12 часов)
Примеры комбинаторных задач: подбор вариантов, правило умножения. Перестановки и факториал, размещения, сочетания. Частота случайного события, вероятность. Достоверные и невозможные события. Равновозможные
события и подсчет их вероятности
Повторение. Подготовка к ОГЭ (25 часов)
Планируемые результаты изучения математики в 9 классе
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и личностного смысла учения;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной , общественно полезной, учебной и других видах деятельности;
- умение точно и грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических и геометрических задач;
- формирование способностей к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения правильно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели схемы для решения учебных и познавательных задач;
- развитие умений видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни, умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять ее в понятной форме;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- - использование математических средств наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, аргументации, различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном
пространстве сети Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями обучения;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
Предметные результаты:
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и
символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры и геометрии, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических
закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем;
применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа
математических задач и реальных зависимостей;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
- овладение систематическими знаниями о фигурах и их свойствах, практически значимыми геометрическими умениями и навыками, их применение к решению геометрических и негеометрических задач, а именно: изображать
фигуры не плоскости; использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур; распознавать и изображать равные, симметричные и
подобные фигуры; выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки; читать и использовать информацию, представленную на чертежах и схемах;
- умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Календарно-тематическое планирование
Раздел
Квадратичная функция
Уравнения и неравенства с одной
переменной.
№ п/п
Кол-во
часов
Тема урока
1
2
Функция. Область определения и область значения функции.
Функция. Область определения и область значения функции.
1
1
3
Свойства функций.
1
4
Свойства функций.
1
5
Свойства функций.
1
6
Квадратный трехчлен и его корни.
1
7
Квадратный трехчлен и его корни.
1
8
Разложение квадратного трехчлена на множители.
1
9
Разложение квадратного трехчлена на множители.
1
10
Решение упражнений по теме «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен»
1
11
Функция у = х2, ее график и свойства
1
12
Функция у = х , ее график и свойства
1
13
Графики функций у =а х2 +n и у = а (х – m)2
1
14
Графики функций у =а х2 +n и у = а (х – m)2
1
15
Графики функций у =а х +n и у = а (х – m)
1
16
Построение графика квадратичной функции.
1
17
Построение графика квадратичной функции.
1
18
Построение графика квадратичной функции.
1
19
Функция у=хп
1
20
Корень п-ой степени. Дробно-линейная функция и ее график
1
21
Степень с рациональным показателем. Подготовка к контрольной работе
1
22
Контрольная работа по теме «Квадратичная функция. Степенная функция»
1
23
Целое уравнение и его корни
1
2
2
2
Дом.
зад
Дата
план
Дата факт
Уравнения и неравенства с двумя
переменными
Арифметическая и геометрическая
прогрессии.
24
Целое уравнение и его корни
1
25
Целое уравнение и его корни
1
26
Дробные рациональные уравнения
1
27
Дробные рациональные уравнения
1
28
Дробные рациональные уравнения
1
29
Дробные рациональные уравнения
1
30
Дробные рациональные уравнения
1
31
Решение неравенств второй степени с одной переменной
1
32
Решение неравенств второй степени с одной переменной
1
33
Решение неравенств методом интервалов
1
34
Решение неравенств методом интервалов
1
35
Некоторые приемы решения целых уравнений.
1
36
Контрольная работа по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной»
1
37
Уравнение с двумя переменными и его график
1
38
Уравнение с двумя переменными и его график
1
39
Графический способ решения систем уравнений
1
40
Графический способ решения систем уравнений
1
41
Графический способ решения систем уравнений
1
42
Графический способ решения систем уравнений
1
43
Решение систем уравнений второй степени
1
44
Решение систем уравнений второй степени
1
45
Решение систем уравнений второй степени
1
46
Решение систем уравнений второй степени
1
47
Неравенства с двумя переменными
1
48
Неравенства с двумя переменными
1
49
Системы неравенств с двумя переменными
1
50
Системы неравенств с двумя переменными
1
51
Некоторые приемы решения систем уравнений с двумя переменными.
1
52
Контрольная работа по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными»
1
53
1
55
Последовательности
Определение арифметическая прогрессия. Формула п- го члена арифметической
прогрессии
Определение арифметическая прогрессия. Формула п- го члена арифметической
прогрессии
56
Формула суммы п-первых членов арифметической прогрессии
1
57
Формула суммы п-первых членов арифметической прогрессии
1
58
Формула суммы п-первых членов арифметической прогрессии
1
59
1
61
Контрольная работа по теме «Арифметическая прогрессия»
Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической
прогрессии
Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической
прогрессии
62
Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии
1
63
Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии
1
54
60
1
1
1
1
Элементы комбинаторики и теории
вероятности.
Повторение.
Подготовка к ОГЭ
64
Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии
1
65
Контрольная работа по теме «Геометрическая прогрессия»
1
66
Примеры комбинаторных задач
1
67
Перестановки
1
68
Перестановки
1
69
Размещения
1
70
Размещения
1
71
Сочетания
1
72
Сочетания
1
73
Перестановки. Размещения. Сочетания
1
74
Относительная частота случайного события
1
75
Вероятность равновозможных событий
1
76
Сложение и умножение вероятностей.
1
77
Контрольная работа по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
1
78
Функции и их свойства.
1
79
Функции и их свойства.
1
80
Функции и их свойства.
1
81
Квадратный трёхчлен.
1
82
Квадратичная функция и её график.
1
83
Квадратичная функция и её график.
1
84
Решение заданий ОГЭ
1
85
Решение заданий ОГЭ
1
86
Степенная функция. Корень п-ой степени.
1
87
Степенная функция. Корень п-ой степени.
1
88
Уравнения и неравенства с одной переменной.
1
89
Уравнения и неравенства с одной переменной.
1
90
Уравнения и неравенства с двумя переменными.
1
91
Уравнения и неравенства с двумя переменными.
1
92
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
1
93
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
1
94
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
1
95
Итоговая контрольная работа
1
96
Функции и их свойства. Подготовка к ОГЭ
1
97
Квадратный трёхчлен. Подготовка к ОГЭ.
1
98
Квадратичная функция и её график.
1
99
Степенная функция. Корень п-ой степени.
1
100
Уравнения и неравенства с одной переменной.
1
101
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
1
102
Решение заданий ОГЭ
1